Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации строительных подъемников
На основании подпункта 3.1 пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2003 г. № 150 «О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь» Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь постановляют:
1. Утвердить прилагаемые Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации строительных подъемников.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2006 г.
Министр труда Министр архитектуры
и социальной защиты и строительства
Республики Беларусь Республики Беларусь
А.П.Морова Г.Ф.Курочкин
Согласовано:
Министр жилищно- Министр промышленности
коммунального хозяйства Республики Беларусь
Республики Беларусь А.М.Русецкий
В.М.Белохвостов 26.12.2005
21.12.2005
Утверждено:
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства архитектуры и
строительства Республики Беларусь
30.01.2006 № 12/2
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
по охране труда при эксплуатации строительных подъемников
ГЛАВА 1
Общие положения:
1. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации строительных подъемников (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда (далее - требования охраны труда) при эксплуатации строительных подъемников (далее - подъемники), используемых при возведении, реконструкции и
ремонте зданий и сооружений.
2. Требования охраны труда, содержащиеся в настоящих Правилах, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и занимающимися предпринимательской деятельностью физическими лицами
(далее - индивидуальные предприниматели) - владельцами подъемников и (или) эксплуатирующими подъемники, а также при проектировании, изготовлении, модернизации, ремонте подъемников. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие подъемники, помимо требований настоящих Правил
должны принимать меры по обеспечению безопасной эксплуатации подъемников с учетом их конструкции и местных условий установки подъемников.
3. Настоящие Правила распространяются на следующие подъемники: мачтовые грузовые строительные и шахтные грузовые строительные (далее - грузовые подъемники); подвесные люльки с электрическим приводом (далее - люльки).
4. Настоящие Правила не распространяются на: грузо-пассажирские подъемники; подъемники, устанавливаемые на грузоподъемных машинах и на самоходных транспортных средствах; средства подмащивания (леса, подмости, площадки); подъемники (вышки) самоходные, прицепные и пневмоколесные; подъемники пожарные;
подъемники специального назначения, устанавливаемые в шахтах горнодобывающей промышленности и на плавучих сооружениях; подъемники с гидравлическим и винтовым механизмами подъема; лифты.
5. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
подъемник строительный - грузоподъемная машина циклического действия со стационарно установленным на ней грузоподъемным механизмом, предназначенная для подъема груза на этажи строящегося или ремонтируемого здания, сооружения или для подъема работников при производстве работ по отделке фасадов, зданий и сооружений;
грузовой подъемник - строительный подъемник, предназначенный для подъема грузов на перекрытия, этажи строящегося, ремонтируемого здания, сооружения;
мачтовый подъемник - подъемник с несущей конструкцией в виде мачты и боковым размещением грузонесущего устройства;
шахтный подъемник - подъемник с несущей конструкцией в виде шахты, внутри которой перемещается грузонесущее устройство;
подвесная люлька с электрическим приводом - строительный подъемник, подвешенный на канатах, применяемый в процессе производства строительно-монтажных работ при возведении, реконструкции и ремонте зданий и сооружений для размещения работников и материалов непосредственно в зоне производства работ;
одноподвесная люлька - люлька, которая подвешена на одном грузовом канате с пригрузами и одном канате ловителя с пригрузами;
двухподвесная люлька - люлька, которая подвешена на двух грузовых канатах с пригрузами и двух канатах ловителей с пригрузами;
передвижной грузовой подъемник - подъемник, установленный на рельсовом ходу для передвижения вдоль фасада возводимого сооружения;
мачта - вертикальная несущая конструкция грузового подъемника, служащая для перемещения вдоль одной из ее боковых граней грузонесущего устройства;
шахта - вертикальная несущая конструкция грузового подъемника, служащая для перемещения внутри нее грузонесущего устройства;
грузонесущее устройство - элемент конструкции, служащий для размещения и подъема на высоту груза;
грузовая платформа - грузонесущее устройство грузового подъемника в виде защищенной по краям площадки, служащей для размещения и подъема строительных материалов и оборудования;
люлька - грузонесущее устройство в виде подвешенной на канатах площадки, служащей рабочим местом для одного или нескольких работников;
противовес - грузы, служащие для уравновешивания грузовой платформы;
пригруз - грузы, служащие для пригрузки свободно установленных лебедок, консолей для подвешивания люлек, грузовых канатов и канатов ловителей;
направляющая - элемент металлоконструкции мачты либо шахты, который определяет направление перемещения грузонесущего устройства при его подъеме (опускании);
настенная опора - элемент конструкции подъемника, служащий для крепления мачты к сооружению через определенные интервалы;
грузовой (подъемный) канат - канат, предназначенный для подъема грузонесущего устройства;
канат ловителя (предохранительный) - канат, служащий для страховки подвешенной люльки от падения в случае обрыва подъемного каната;
тормоз - устройство для снижения скорости движения или остановки и удержания механизмов в неподвижном состоянии;
устройство безопасности - техническое устройство электрического, механического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на подъемнике для отключения механизмов в аварийных ситуациях или предупреждения этих ситуаций;
аварийный останов - устройство безопасности механического типа, предназначенное для аварийной остановки платформы реечного подъемника при скорости опускания выше допустимой;
ловитель - устройство безопасности механического типа, предназначенное для аварийной остановки и удержания грузонесущего устройства подъемника в случае превышения скорости подъема, указанной в эксплуатационной документации, обрыва или ослабления подъемного каната;
грузоподъемность - масса груза и (или) работников в целом, на подъем которой рассчитано грузонесущее устройство подъемника;
шаг настенных опор - расстояние по вертикали между соседними настенными опорами;
опасная зона подъемника - пространство, в пределах которого постоянно действуют или потенциально могут действовать опасные и вредные производственные факторы, возникающие в процессе эксплуатации подъемника;
ремонт - восстановление пришедших в негодность узлов подъемника с доведением его до работоспособного состояния;
модернизация - изменение конструкции подъемника, вызывающее необходимость внесения изменений в его паспорт;
специализированная организация - организация, осуществляющая один или несколько видов деятельности по подъемникам (конструирование, изготовление, ремонт, модернизация, техническое освидетельствование, диагностирование подъемников), у которой эти виды деятельности составляют основной объем выполняемых работ или имеются структурные подразделения по выполнению этих работ;
владелец подъемника - организация независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности,
предприниматель, на балансе которых находится подъемник, а также арендатор, принявший на себя функции владельца подъемника по договору;
техническое диагностирование подъемника - определение технического состояния подъемника, которое должно включать контроль технического состояния; поиск места и определение причин неисправности; прогнозирование технического состояния и остаточного ресурса;
техническое освидетельствование - комплекс работ по определению технического состояния подъемника и оценке системы его эксплуатации с целью определения возможности его дальнейшей эксплуатации в
течение определенного срока;
индивидуальная страховочная система - совокупность грудного пояса с наплечными лямками и набедренного пояса с лямками, охватывающими бедра работника. Грудной и набедренный пояса
объединены в одну систему;
дополнительный вертикальный страховочный канат - специальный синтетический канат (веревка, шнур), воспринимающий нагрузку от веса работника и обеспечивающий его защиту в случае возможного падения
люльки.
ГЛАВА 2
Организация безопасной эксплуатации подъемников.
6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели - владельцы подъемников, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие подъемники, должны организовать содержание их в технически исправном состоянии и безопасные условия труда при выполнении работ с применением подъемников.
В этих целях приказом руководителя организации из числа специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, назначаются:
лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников;
лицо, ответственное за содержание подъемников в исправном
состоянии;
лица, ответственные за безопасное производство работ
подъемниками.
7. Руководитель организации обеспечивает:
проверку знаний настоящих Правил у лиц, указанных в части второй пункта 6 настоящих Правил, машинистов средств малой механизации, управляющих грузовыми подъемниками (далее - машинисты), работников, выполняющих монтаж и демонтаж подъемников и их
обслуживание, погрузочно-разгрузочные работы с применением грузовых
подъемников, работы из люльки;
разработку и принятие в установленном порядке инструкций по охране труда, проектов производства работ, технологических карт и других документов, необходимых для безопасной эксплуатации подъемников;
выполнение ответственными лицами и другими работниками требований настоящих Правил, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, соблюдение которых входит в их должностные (квалификационные) обязанности.
8. Руководители, специалисты и другие работники организаций,
индивидуальные предприниматели, занятые проектированием, изготовлением, монтажом и демонтажем, эксплуатацией подъемников, проходят проверку знаний настоящих Правил, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в объеме выполняемой ими работы, в порядке, установленном Правилами обучения безопасным методам и приемам
работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 164 (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 22, 8/10510) (далее - Правила обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда).
9. Лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников:
осуществляет надзор за техническим состоянием и безопасным использованием подъемников, соблюдением требований настоящих Правил при выполнении работ подъемниками; проводит техническое освидетельствование подъемников и выдает разрешение на их работу; присваивает подъемникам регистрационные (инвентарные) номера и под этими номерами регистрирует их в специальном журнале (журнале учета грузоподъемных машин);
участвует в работе комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда работников, указанных в пункте 7 настоящих Правил; проверяет соблюдение порядка допуска к работе машинистов, работников, выполняющих работы из люльки, других работников, занятых на работах с применением подъемников; контролирует соблюдение требований инструкций по охране труда работниками, обслуживающими подъемники (далее - обслуживающий
персонал), машинистами, работниками, выполняющими работы из люльки; должностных инструкций лицами, ответственными за содержание подъемников в исправном состоянии, и лицами, ответственными за
безопасное производство работ подъемниками; контролирует в части реализации положений настоящих Правил
выполнение предписаний государственных инспекторов труда; выполнение и своевременность рассмотрения представлений представителей профсоюза в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 5/4377); а также выполнение графиков технического обслуживания и ремонта подъемников.
10. В случае обнаружения неисправностей подъемника, а также других нарушений настоящих Правил лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников приостанавливает работу подъемника и принимает меры по устранению выявленных нарушений и (или) неисправностей.
11. Лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников не допускает эксплуатацию подъемников при:
выявлении неисправностей и дефектов тормозов, механизмов подъема, устройств безопасности, канатов (в том числе их неправильном креплении), а также несоответствии электрической схемы подъемника эксплуатационным документам организаций-изготовителей (далее - эксплуатационные документы);
наличии трещин и остаточных деформаций в несущих металлоконструкциях; выявлении неисправностей рельсового пути (при его наличии);
истечении срока полного технического освидетельствования и (или) нормативного срока службы подъемника;
отсутствии паспорта подъемника; допуске к работам с применением подъемников (управление подъемниками, монтаж и демонтаж подъемников, погрузочно-разгрузочные работы, работы из люльки и другие работы) работников, не прошедших проверку знаний в объеме их квалификационных обязанностей по вопросам охраны труда;
невыполнении выданных им предписаний или предписаний государственных инспекторов труда и представлений технических инспекторов труда профсоюза в части реализации положений настоящих Правил;
необеспечении условий для безопасного производства работ с применением подъемников.
12. При необходимости в организации может быть создана группа лиц по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников или одно лицо, находящееся в штате одной организации, могут по договорам осуществлять надзор в других организациях.
Если в организации не назначено лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников, его обязанности в объеме требований настоящих Правил выполняет руководитель организации.
13. Лицо, ответственное за содержание подъемников в исправном состоянии, обеспечивает: содержание в исправном состоянии подъемников, наземных рельсовых путей при их наличии (если содержание последних не
возложено на другие службы);
проведение технического обслуживания и ремонта подъемников в сроки, предусмотренные эксплуатационными документами, своевременное устранение выявленных неисправностей; машинистов вахтенными журналами согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
работников, выполняющих работы из люльки, вахтенными журналами согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
систематический контроль за правильным ведением вахтенного журнала;
выполнение работниками, обслуживающими подъемники, требований инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных
правовых актов, соблюдение которых входит в их квалификационные обязанности; своевременную подготовку к техническому освидетельствованию подъемников; вывод в ремонт подъемников согласно графику;
сохранность и ведение паспортов, технической документации на подъемники;
выполнение предписаний лица по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников, государственных инспекторов труда и представлений технических инспекторов труда профсоюза, рассмотрение реализации положений настоящих Правил.
14. На строительной площадке или другом участке работ с применением подъемников из числа мастеров, производителей работ (прорабов), начальников участков назначаются лица, ответственные за
безопасное производство работ подъемниками.
15. Лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками:
указывает место установки подъемника, обеспечивает надлежащее освещение рабочей зоны подъемника, а также оборудование опасной зоны подъемника знаками безопасности и предупредительными надписями;
определяет работников для загрузки и разгрузки грузовых подъемников на объекте;
проводит целевой инструктаж по охране труда перед допуском работников к выполнению работ из люльки, погрузочно-разгрузочных работ с применением грузовых подъемников или монтажу и демонтажу подъемников;
не допускает к выполнению работ с применением подъемников работников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда;
контролирует применение работниками необходимых средств индивидуальной защиты.
16. В тех случаях, когда владелец подъемника не имеет возможности назначить ответственных лиц из числа специалистов, предусмотренных настоящими Правилами, допускается возлагать их обязанности на аттестованных работников другой организации по заключенному с этой организацией договору.
17. Обучение безопасным методам и приемам работы, проведение инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда лиц, указанных в пункте 7 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда.
Проверка знаний по вопросам охраны труда лиц, указанных в части второй пункта 6 настоящих Правил, проводится с обязательным участием государственного инспектора труда.
18. К монтажу и демонтажу подъемников допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными по результатам медицинского освидетельствования, прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
19. К выполнению погрузочно-разгрузочных работ с применением грузовых подъемников допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
20. К управлению грузовыми подъемниками допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными по результатам медицинского освидетельствования, прошедшие в установленном порядке подготовку по профессии машинист средств малой механизации и получившие свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии рабочих, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
В свидетельстве машиниста указывается тип грузового подъемника, к управлению которым он допущен.
21. К работе из люльки допускаются работники не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию по профессии, признанные годными по результатам медицинского освидетельствования, прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работы, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.
При выполнении работ из люльки двумя и более работниками один из них назначается старшим, о чем лицо, ответственное за безопасное производство работ, делает запись в вахтенном журнале.
22. Машинисты и работники, выполняющие работы из люльки, должны иметь группу по электробезопасности не ниже второй.
23. Допуск к самостоятельной работе машинистов, обслуживающего персонала, работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, работы из люльки и другие работы с применением подъемников, оформляется приказом (распоряжением) либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.
24. Машинисты, работники, выполняющие монтаж и демонтаж подъемников, работы из люльки, обслуживание подъемников, погрузочно-разгрузочные работы, проходят обязательные медицинские осмотры в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденным постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 августа 2000 г. № 33 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 87, 8/3914).
ГЛАВА 3
УСТАНОВКА ПОДЪЕМНИКОВ
25. Монтаж и демонтаж подъемников должен производиться в соответствии с требованиями эксплуатационных документов (инструкций по монтажу), настоящих Правил.
26. Мачта (шахта) грузового подъемника крепится к зданию, сооружению жесткими металлическими конструкциями (настенными опорами) или растяжками из стального каната, снабженными устройствами для регулирования натяжения.
27. Места крепления мачты (шахты) грузового подъемника к конструкциям здания, сооружения указываются в проекте производства работ.
28. Допускается установка грузового подъемника без крепления мачты. В этом случае он должен быть рассчитан на устойчивость с учетом действующих эксплуатационных и испытательных нагрузок.
29. Опасная зона при монтаже (демонтаже), эксплуатации подъемника должна быть ограждена и обозначена знаками безопасности и предупредительной надписью «Опасная зона! Вход запрещен». Пребывание посторонних лиц в этой зоне не допускается.
30. Граница опасной зоны подъемника, в пределах которой возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, определяется в соответствии с Правилами охраны труда при работе на высоте.
31. Установка подъемника на месте производства работ производится в соответствии с проектом производства работ, в котором должны предусматриваться:
соответствие устанавливаемого подъемника условиям выполнения строительно-монтажных работ по грузоподъемности и высоте подъема;
мероприятия, исключающие действие опасных производственных факторов на работников;
средства связи машиниста с работниками, выполняющими погрузочно-разгрузочные работы с применением грузового подъемника;
условия безопасной работы несколькими подъемниками (при необходимости);
освещение в темное время суток или при плохой видимости мест производства работ с применением подъемника;
требования по занулению (заземлению) металлоконструкций, металлических частей электрооборудования подъемника;
требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ с применением грузовых подъемников.
32. Грузовые подъемники должны устанавливаться стационарно в непосредственной близости от возводимого здания. Допускается установка грузового подъемника на рельсовом пути при оборудовании подъемника соответствующим ходовым устройством.
33. Грузовой подъемник должен быть размещен на горизонтальной выровненной площадке с твердым основанием, выполненной в соответствии с эксплуатационными документами, в которых должны быть приведены требования по подготовке площадки под установку подъемника (степень уплотнения, уклон, водоотвод).
34. С рабочего места машиниста, в том числе при наличии навеса или козырька, должна просматриваться зона вертикального перемещения грузовой платформы (каретки) грузового подъемника.
35. Рядом с проемами здания, используемыми для загрузки или разгрузки грузовой платформы (каретки) грузового подъемника, организацией, его эксплуатирующей, закрепляются (наносятся) знаки с цифрами, указывающими номер этажа.
36. Места на верхней и промежуточных остановках грузовой платформы (каретки) грузового подъемника оборудуются в необходимых случаях приемными площадками с перильными ограждениями, обеспечивающими безопасную погрузку и разгрузку строительных материалов и других грузов.
37. Рельсовый путь передвижного грузового подъемника должен выполняться в соответствии с проектом производства работ или требованиями, изложенными в эксплуатационных документах.
38. При отсутствии указаний по устройству пути в указанных документах рельсовый путь может выполняться в соответствии с требованиями на рельсовые пути, изложенными в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 6, 8/11889) (далее - Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов).
39. Монтаж и демонтаж подъемников производится под непосредственным руководством лица, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии.
40. Работы по монтажу и демонтажу подъемников производятся по наряду-допуску.
Наряд-допуск выдается и заполняется в соответствии с требованиями Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 58, 8/6199) (далее - Правила охраны труда при работе на высоте).
41. Рабочие, занимающиеся монтажом и демонтажем подъемников, должны пользоваться предохранительными поясами. Места закрепления карабинов предохранительных поясов указываются в проекте производства работ.
42. Люльки подвешиваются к консолям, устанавливаемым наверху здания (сооружения). Коэффициент устойчивости консоли, уравновешиваемой пригрузами, должен быть не менее 2,2.
43. На видном месте конструкции подъемника вывешивают хорошо видимые таблички с надписями, указывающими регистрационный номер подъемника, грузоподъемность, дату следующего технического освидетельствования, а для грузового подъемника дополнительно - «Под грузовой платформой (кареткой) не стоять!»; «Подъем и выход людей на платформу запрещен!».
44. Сдача подъемников в эксплуатацию (после проведения технического освидетельствования) осуществляется лицом, ответственным за содержание подъемников в исправном состоянии, в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ подъемниками, и оформляется соответствующей записью в вахтенном журнале.
ГЛАВА 4
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
45. Техническое освидетельствование подъемника проводят с целью установить, что:
подъемник находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасную работу, и соответствует требованиям эксплуатационных документов, технических нормативных правовых актов, настоящих Правил;
организация надзора и обслуживания подъемника соответствует требованиям настоящих Правил.
46. Техническое освидетельствование подъемника проводится согласно руководству по его эксплуатации владельцем или эксплуатирующей подъемник организацией. При отсутствии в руководстве по эксплуатации подъемника соответствующих указаний техническое освидетельствование проводится согласно требованиям настоящих Правил.
47. Проведение технического освидетельствования подъемника возлагается на лицо по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников и осуществляется при участии лица, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии.
48. Допускается проведение технического освидетельствования поручать другой организации по заключенному с этой организацией договору.
49. Подъемники после их установки (монтажа) на новом месте (объекте) до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Полное техническое освидетельствование подъемника проводится также после его модернизации, замены и перепасовки канатов.
50. При полном техническом освидетельствовании подъемник должен подвергаться:
внешнему осмотру;
статическим испытаниям;
динамическим испытаниям;
испытаниям ловителей;
другим испытаниям, предусмотренным эксплуатационными документами.
51. При внешнем осмотре подъемника должны быть осмотрены и проверены:
механизмы, их тормоза;
электрооборудование и система управления;
устройства безопасности;
металлоконструкции и их сварные соединения, а также грузонесущие устройства и ограждения;
блоки, барабаны и канатоведущие шкивы;
состояние изоляции проводов и зануления (заземления) металлоконструкций и металлических нетоковедущих частей электрооборудования подъемника;
состояние рельсового пути (для передвижных подъемников);
состояние канатов и правильность их крепления;
состояние освещения и сигнализации.
52. Статические испытания проводятся с нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность подъемника на:
50 % - для люлек, грузовых подъемников при невыдвинутом грузонесущем устройстве;
25 % - для грузовых подъемников при максимально выдвинутом грузонесущем устройстве.
53. Статические испытания подъемника проводятся следующим образом. Контрольный груз равномерно распределяется на настиле грузонесущего устройства грузового подъемника, люльки.
Грузонесущее устройство грузового подъемника поднимается на высоту 0,1-0,15 м над уровнем нижней погрузочной площадки, люлька - на 0,5 м над уровнем земли и выдерживается в таком положении в течение 10 минут.
54. Подъемник считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 минут не произойдет смещение грузонесущего устройства грузового подъемника, люльки, не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов, не будет нарушена устойчивость консолей люльки.
55. Динамические испытания подъемника проводятся с целью проверки работоспособности механизмов и тормозов подъемника.
56. Динамические испытания подъемника проводятся при нахождении в грузонесущем устройстве грузового подъемника, люльки равномерно распределенного груза, на 10 % превышающего грузоподъемность, путем неоднократного (не менее 3 раз) подъема и опускания груза с промежуточными остановками.
57. При динамическом испытании грузовых подъемников, оборудованных устройством для
подачи груза в проем здания, во время промежуточных остановок производят подачу груза внутрь проема здания.
58. Испытания ловителей (аварийных остановов) грузовых подъемников, выполняемые с перегрузкой на 10 %, превышающей их грузоподъемность, проводят в соответствии с эксплуатационными документами.
59. Испытание ловителей люльки проводят в соответствии с эксплуатационными документами нагрузкой, равной грузоподъемности люльки.
60. После каждой перестановки люльки в пределах объекта на новое место перед началом ее подъема необходимо проверить правильность запасовки канатов и произвести испытание ловителей люльки. Результаты испытаний ловителей люльки отмечаются в вахтенном журнале.
61. Подъемники подвергаются полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 12 месяцев.
62. Частичное техническое освидетельствование подъемника проводится после замены или ремонта механизма подъема, замены ловителей и ограничителей скорости, внесения изменений в электрическую схему, систему управления и устройства безопасности.
Объем частичного технического освидетельствования должен обеспечить проверку работоспособности отремонтированных или замененных узлов, а также систем (схем), в которые были внесены изменения.
63. Результаты технического освидетельствования подъемника записываются в паспорт специалистом, его проводившим.
Записью в паспорте подъемника, подвергнутого полному техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что подъемник отвечает требованиям настоящих Правил, находится в исправном состоянии, выдержал испытания и может быть разрешена его дальнейшая эксплуатация с указанием срока следующего полного технического освидетельствования. При полном техническом освидетельствовании вновь смонтированного подъемника запись в паспорте также должна подтверждать, что подъемник смонтирован и установлен в соответствии с настоящими Правилами и руководством по эксплуатации.
64. Подъемники, отработавшие нормативный срок службы, предусмотренный эксплуатационными документами, для определения возможности и условий их дальнейшей эксплуатации должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию) организацией-изготовителем или специализированными организациями.
ГЛАВА 5
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ
65. При эксплуатации подъемников должны соблюдаться требования Правил охраны труда при работе на высоте, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных главным управлением государственного энергетического надзора Министерства энергетики и электрификации СССР 21 декабря 1984 г., четвертое издание (далее - Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей), настоящих Правил, эксплуатационных документов, в том числе при эксплуатации грузовых подъемников - ГОСТ 12.3.033-84 «Система стандартов безопасности труда. Строительные машины. Общие требования безопасности при эксплуатации», утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 июля 1984 г. № 2694.
66. Владелец подъемников по договору может предоставлять подъемники заказчикам. В договоре распределяются обязанности между владельцем и заказчиком по обеспечению безопасной эксплуатации подъемника в соответствии с требованиями настоящих Правил.
67. В тех случаях, когда подъемник предоставляется заказчику, у которого не назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками, безопасность производства работ подъемниками обеспечивается владельцем подъемника.
68. Владельцы подъемников или организации, эксплуатирующие подъемники:
обеспечивают разработку проектов производства работ, технологических карт и снабжают ими лиц, ответственных за безопасное производство работ подъемниками;
знакомят (под роспись) с проектами производства работ, технологическими картами лиц, ответственных за безопасное производство работ подъемниками, машинистов, работников, занятых монтажом и демонтажем подъемников, выполняющих работы из люльки, погрузочно-разгрузочные работы с применением грузовых подъемников;
вывешивают в месте установки грузового подъемника список перемещаемых им строительных материалов и других грузов с указанием их массы;
обеспечивают выполнение проектов производства работ и других технологических регламентов при производстве работ подъемниками;
устанавливают порядок обмена сигналами между машинистом и работниками, выполняющими погрузочно-разгрузочные работы;
обеспечивают порядок проведения технических обслуживаний и ремонтов подъемника согласно требованиям руководства по его эксплуатации.
69. Погрузка, разгрузка строительных материалов и других грузов, размещение их на погрузочно-разгрузочных площадках, устраиваемых рядом с грузовыми подъемниками, выполняются в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 173 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 10, 8/13658).
70. Управление грузовыми подъемниками и их ежесменное техническое обслуживание осуществляются машинистами.
71. Машинист перед началом ежедневной работы (смены) проверяет техническое состояние грузового подъемника в соответствии с эксплуатационными документами, в том числе исправность сигнализации, тормозов, каната, состояние пусковой аппаратуры, токоподводящего кабеля и защитного заземления, наличие и состояние ограждений, правильность намотки грузового каната на барабан лебедки.
Убедившись, что техническое состояние грузового подъемника удовлетворительно, машинист проверяет его работу на холостом ходу.
Результаты осмотра и проверки грузового подъемника записываются машинистом в вахтенный журнал.
72. Операции по подъему, остановке и спуску грузовой платформы (каретки) грузового подъемника производятся по сигналу работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы.
73. Перед подъемом или опусканием грузовой платформы (каретки) грузового подъемника и в других необходимых для безопасности работников случаях машинист должен подавать сигналы.
74. Проемы, против которых происходит движение платформы, но не производится разгрузка (погрузка), закрывают сплошными ограждениями на всю высоту.
75. Порядок обмена сигналами для связи между машинистом и работниками, выполняющими погрузочно-разгрузочные работы, устанавливается в соответствии с эксплуатационными документами.
76. Груз укладывают на грузовую платформу равномерно, располагая его в центральной части платформы или ближе к мачте, при этом груз не должен выходить за габариты платформы.
Последовательность загрузки платформы определяется очередностью разгрузки. Устанавливать груз несколькими ярусами не допускается.
77. Транспортировка длинномерных грузов или строительных растворов осуществляется с помощью съемных грузозахватных приспособлений и тары.
Эксплуатация съемных грузозахватных приспособлений и тары, используемых при работе подъемников, производится в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
78. Грузы (тележки, бочки и тому подобные грузы), которые могут сместиться либо скатиться с грузонесущего устройства грузового подъемника, должны быть зафиксированы.
79. Листовые материалы поднимают на огражденной платформе грузового подъемника. Высота их складирования должна быть менее высоты ограждения.
80. Работники, выполняющие разгрузочные работы на выносной площадке грузового подъемника, для подтягивания груза должны применять крюки, изготовленные из круглого проката. Конец крюка, находящегося в руках работника, должен быть гладким.
81. В процессе эксплуатации (не реже 1 раза в 10 дней) лицо, ответственное за содержание подъемников в исправном состоянии, проверяет исправность узлов, механизмов подъема, канатов, предохранительных устройств подъемника (консолей люлек) с записью результатов осмотра в вахтенном журнале.
82. При необходимости пребывания обслуживающего персонала под грузовой платформой при ремонте грузового подъемника положение грузонесущего устройства должно быть зафиксировано.
83. При работе грузового подъемника не допускается:
перегружать его;
производить подъем и спуск работников и других лиц с применением подъемника;
при проведении погрузочно-разгрузочных работ выходить на грузовую платформу (кроме грузовых подъемников, на грузовую платформу которых согласно паспорту разрешен выход людей);
подъем или опускание грузовой платформы со снятыми бортами ограждения;
подъем грузовой платформы в зону действия конечного выключателя, ограничивающего верхнее положение платформы, кроме случаев, когда производится проверка его работы;
нахождение работников и других лиц под грузонесущим устройством;
перемещать грузовую платформу по сигналу посторонних лиц;
нарушать требования эксплуатационных документов.
84. Перед началом ежедневной работы (смены) проверяется техническое состояние люльки (механизмов подъема, канатов, консолей и других узлов) и страховочных средств лицом, ответственным за безопасное производство работ подъемниками, совместно с работниками, выполняющими работы из люльки.
Убедившись, что техническое состояние люльки удовлетворительное, работники, выполняющие работы из люльки, проверяют с выносного пульта управления работу люльки на холостом ходу. Результаты осмотра и проверки подъемника записываются в вахтенный журнал.
85. Работы из люльки выполняются при условии принятия мер по предупреждению падения людей из люльки, поражения их электрическим током, защемления люльки при работе в стесненных условиях.
86. При выполнении работ из люльки соблюдается следующий порядок:
вход в люльку и выход из нее осуществляется при нахождении люльки в крайнем нижнем положении;
работникам запрещается садиться или вставать на перила люльки, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы;
масса рабочих с инструментом (грузом) не должна превышать установленную паспортную грузоподъемность люльки;
при выполнении работ настил люльки должен находиться в горизонтальном положении. Нагрузка по площади настила должна располагаться равномерно;
при аварийном отключении электроэнергии находящуюся на высоте люльку работающие в ней работники опускают при помощи ручного привода;
после окончания работ люльку опускают на землю (перекрытие), отключают электропитание, шкаф управления закрывают на замок;
работники в люльке должны работать в защитных касках, применяя предохранительные пояса, закрепленные к дополнительным вертикальным страховочным канатам.
87. Настилы люлек должны содержаться сухими, очищаться от отходов строительных материалов, а в зимнее время - от снега и наледи.
88. Управление приводом производится из люльки путем непрерывного нажатия на кнопку пульта управления, при прекращении нажатия привод люльки должен останавливаться.
89. Совместная работа грузового подъемника с люлькой не допускается, если люлька находится в пределах опасной зоны работы грузового подъемника.
90. При эксплуатации люльки не допускается:
работать на неисправной или с истекшим сроком технического освидетельствования люльке;
выполнение работ из люльки работниками, не обученными безопасным методам и приемам работы, не прошедшими инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда;
вход (выход) в люльку из оконных и дверных проемов, крыш, балконов и тому подобного;
соединять между собой люльки при помощи переходных настилов, лестниц и других устройств;
сбрасывать с высоты инструменты, материалы и другие предметы;
садиться или вставать на перила, устанавливать на пол люльки предметы для увеличения высоты зоны работы, раскачивать ее;
использовать люльку для производства сварочных работ, подачи строительных материалов, оборудования, баллонов с газом;
поднимать (отрывать) примерзшие, засыпанные землей, защемленные люльки при помощи механизма подъема;
производить работы из люльки при отсутствии в ней рукоятки ручного привода со снятыми ограждениями барабанов лебедки и ловителя;
работать при неисправном ограждении люльки;
устраивать дополнительные ограждения люльки и тому подобные устройства, не предусмотренные эксплуатационными документами;
во время работы осматривать, чистить, смазывать и ремонтировать механизм подъема, канаты, блоки;
наличие посторонних лиц в люльке;
увеличивать вылет консоли от наружной плоскости стены здания (сооружения) до оси люльки и угол отклонения консоли от стены здания (сооружения) в горизонтальной плоскости более чем предусмотрено эксплуатационными документами или проектом производства работ;
работать при недопустимых повреждениях и износе канатов;
работать без средств индивидуальной защиты;
работать, стоя на перильном ограждении;
производить работы над люлькой, в местах крепления консолей;
совместная работа люлек в одной вертикальной плоскости при расстоянии между ними менее 5 м (по горизонтали);
подключение посторонних потребителей электроэнергии к шкафу управления люльки;
оставлять люльку после работы подключенной к источнику электропитания.
91. Во время выполнения работы из люльки дверные, оконные проемы, находящиеся под (над) местом установки люльки, должны быть закрыты.
92. Вход в здание, сооружение (арку) под местом установки люльки закрывается или над ним устраивается сплошной навес шириной не менее ширины входа с вылетом на расстоянии не менее 2 м от стены здания. Угол, образуемый между навесом и вышерасположенной стеной над входом, должен быть в пределах 70-75о.
93. При производстве работ в темное время суток подъемник, а также его рабочая зона должны быть освещены согласно строительным нормам Республики Беларусь СНБ 2.04.05-98 «Естественное и искусственное освещение», введенным в действие с 1 июля 1998 г. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 7 апреля 1998 г. № 142.
94. Работа подъемников должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую, температуре ниже предусмотренной эксплуатационными документами, сильном дожде, тумане и снегопаде, когда видимость затруднена, а также в темное время суток - при отсутствии достаточного освещения.
ГЛАВА 6
ПРИМЕНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СТРАХОВОЧНЫХ КАНАТОВ
95. Для обеспечения безопасности работников, выполняющих работы из люльки, применяются страховочные средства: дополнительные вертикальные страховочные канаты (далее - страховочные канаты), к которым посредством петель или зажимов (схватывающего узла) закрепляются стропы (фалы) надетых на работников предохранительных поясов (с наплечными и набедренными лямками). Вместо предохранительного пояса может применяться снаряжение, используемое в промышленном альпинизме: индивидуальная страховочная система, страховочная привязь, гибкая подвесная система и тому подобное снаряжение, служащее для поддерживания работника с предохранением от падения с высоты. Для обеспечения безопасности работников, выполняющих работы из люльки, могут также применяться иные элементы снаряжения, используемого в промышленном альпинизме, например блокирующие устройства с втяжным тросом типа рулетки и быстро срабатывающим стопором и другие.
96. В случае выполнения работ из люльки несколькими работниками каждый из них должен использовать для страховки отдельный страховочный канат.
Использование одного страховочного каната двумя и более работниками запрещается.
97. Для снижения динамической нагрузки на работника в случае возможного падения люльки точка крепления к страховочному канату стропа (фала) предохранительного пояса должна располагаться на уровне головы работника (на максимально возможной в конкретных условиях высоте).
98. В качестве страховочных канатов применяются синтетические канаты, веревки (шнуры) диаметром 10-14 мм, которые имеют разрывную нагрузку не менее 18 кН, с высокой износостойкостью, стойкие к ультрафиолетовому излучению, воздействию химических веществ.
99. Страховочные канаты по всей длине должны быть цельными.
100. Использование страховочных канатов, предназначенных для страховки работников, на другие цели не допускается.
101. Страховочные канаты и другие элементы страховочного снаряжения должны использоваться по назначению, соответствовать требованиям технических условий и другой документации на их конкретные виды и типы.
102. Страховочные канаты перед выдачей в эксплуатацию, а также в процессе эксплуатации не реже 1 раза в 6 месяцев должны подвергаться техническому освидетельствованию, включающему осмотр и испытание. Внеочередное техническое освидетельствование страховочных канатов производится при любом сомнении в их прочности.
При осмотре страховочных канатов необходимо обращать внимание на отсутствие гари, гнили, плесени, узлов, разлохмачиваний, промятостей, надрывов, надрезов и других дефектов.
Каждый виток страховочного каната должен отчетливо выделяться, крутка должна быть равномерной.
При удовлетворительных результатах осмотра проводятся статические испытания страховочного каната нагрузкой 4000 Н (400 кгс) с выдержкой в течение 10 минут, после чего проводится осмотр каната на наличие механических повреждений. Результаты технического освидетельствования оформляются актом.
103. Отбраковка страховочных канатов производится как при наличии повреждений, так и через три года со дня изготовления (процессы старения синтетических изделий протекают независимо от того, эксплуатируются они или нет).
104. Страховочные канаты должны храниться в закрытых сухих помещениях в подвешенном состоянии или на деревянных стеллажах на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов и быть защищены от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей.
105. В проектах производства работ должны быть определены:
требования к страховочным средствам, применяемым для обеспечения безопасности работников, выполняющих работы из люльки;
места и способы крепления страховочных канатов;
порядок выполнения спасательных работ при эвакуации пострадавшего с высотного объекта.
106. Крепление страховочных канатов должно осуществляться к надежным и прочным опорам: естественным (элементы конструкций зданий, сооружений и тому подобное), способным выдержать без разрушения нагрузку от каната не менее 12 кН, или искусственным, оборудованным с помощью специальной оснастки и приспособлений и способным выдержать по отношению к весу работника десятикратную нагрузку.
Если к опоре крепится более одного страховочного каната, то такая опора должна выдерживать нагрузку не менее 12 кН x N, где N - количество закрепленных страховочных канатов.
107. К местам крепления страховочного каната должен быть обеспечен безопасный доступ и возможность осмотра.
108. В местах, где есть опасность повреждения или перетирания страховочного каната и других страховочных средств на перегибах, следует применять соответствующую защиту (отрезки толстостенного резинового шланга, различные прокладки из толстой износостойкой ткани, надеваемые на страховочные канаты для защиты от повреждений в результате трения о выступающие части конструкций объекта работ и тому подобное).
109. Закрепление страховочного каната должно исключать возможность самопроизвольного или случайного его отсоединения (развязывания), в том числе и под воздействием нагрузок.
110. Перед началом работ из люльки работник должен проверить годность к эксплуатации страховочных средств, убедиться в отсутствии у них внешних повреждений, очистить их от загрязнения, проверить их исправность, наличие маркировки и инвентарного номера, а также срок очередного периодического испытания.
111. Работники, выполняющие работы из люльки, и лица, ответственные за безопасное производство работ подъемниками, должны быть обучены применению страховочных средств, знать способы страховки, вязки узлов страховочных канатов, действия в аварийных ситуациях.
ГЛАВА 7
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
112. При разработке эксплуатационной документации организациями-изготовителями подъемников должны учитываться требования Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, настоящих Правил и других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, в том числе:
ГОСТ 29168-91 «Подъемники мачтовые грузовые строительные. Технические условия», утвержденного и введенного в действие постановлением Комитета по стандартизации и метрологии СССР от 13 декабря 1991 г. № 1950 (далее - ГОСТ 29168), - для подъемников мачтовых грузовых строительных;
ГОСТ 27372-87 «Люльки для строительно-монтажных работ. Технические условия», утвержденного постановлением Государственного строительного комитета СССР от 14 августа 1987 г. № 173 (далее - ГОСТ 27372), - для люлек.
113. В руководстве по эксплуатации подъемника наряду с другими сведениями должны быть указаны:
периодичность технического обслуживания и ремонта;
возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;
предельные нормы браковки канатов и других ответственных деталей;
способы регулировки тормозов;
способы регулировки и испытания ловителей;
перечень быстроизнашивающихся деталей;
указания по приведению подъемника в безопасное положение в нерабочем состоянии;
требования безопасности в аварийных ситуациях;
порядок проведения технического освидетельствования;
порядок подачи сигналов для связи между машинистом грузового подъемника и работником, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы;
максимальная допустимая высота свободностоящей мачты, а в случае крепления к зданию (сооружению) - число, шаг и схема установки настенных опор на здании, а также максимальная высота верхней консольной части мачты - для грузового подъемника;
срок службы (ресурс) подъемника.
114. Эксплуатационные документы на поставляемые из-за рубежа подъемники, узлы, механизмы, канаты должны быть составлены на русском или белорусском языке и соответствовать требованиям настоящих Правил.
115. При комплектовании подъемников из узлов и деталей, изготовленных несколькими организациями, оформление эксплуатационной документации осуществляет организация-изготовитель, комплектующая подъемник.
Паспорт подъемника составляется по документам организаций, изготавливающих отдельные узлы. Эти документы хранятся в организации, комплектующей подъемник.
116. Конструкция мачтовых грузовых строительных подъемников должна соответствовать требованиям ГОСТ 29168 и обеспечивать:
управление только с выносного пульта;
монтаж и демонтаж мачты без применения посторонних грузоподъемных средств;
удобство обслуживания всех узлов, приборов безопасности и ограничителей рабочих движений;
максимально возможную унификацию и использование стандартных узлов, деталей, в том числе и крепежных;
взаимозаменяемость однотипных секций и узлов подъемников одного типоразмера;
возможность диагностирования;
ограничение вертикального перемещения грузонесущего органа в крайнем верхнем и нижнем положениях по высоте;
ограничение передвижения выдвижной рамы в крайних положениях по горизонтали.
117. Конструкция люлек должна соответствовать требованиям ГОСТ 27372.
118. Люлька должна выполняться в виде каркаса с площадкой для размещения работников.
119. Пол люльки не должен быть скользким.
120. Одноподвесная люлька должна подвешиваться на одном грузовом канате с пригрузами и иметь один канат ловителя с пригрузами.
Двухподвесная люлька должна подвешиваться на двух грузовых канатах с пригрузами и иметь два каната ловителей с пригрузами.
121. Люлька по всему периметру должна быть ограждена. Высота ограждения с нерабочих сторон должна быть не менее 1200 мм, со стороны фронта работ - не менее 1000 мм. Устройство дверцы в ограждении люльки не допускается.
122. Высота бортового ограждения люльки по всему периметру должна быть не менее 150 мм.
123. Лебедки люлек должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими автоматически и независимо друг от друга при отключении двигателя лебедки.
124. Люльки должны быть снабжены ходовыми роликами для перемещения по земле.
125. Канаты люлек по своему назначению должны соответствовать типу ГЛ - грузолюдские, служащие для подъема людей и грузов, канаты грузовых подъемников - типу Г - грузовые.
126. Конструкция консолей люльки должна исключать падение с них канатов и пригрузов.
127. К применению в качестве грузовых канатов, канатов-ловителей допускаются канаты, соответствующие государственным и межгосударственным стандартам, имеющие сертификат (свидетельство) или копию сертификата организации-изготовителя канатов в соответствии с ГОСТ 3241-91 «Канаты стальные. Технические условия», утвержденным постановлением Комитета по стандартизации и метрологии СССР от 21 ноября 1991 г. № 1775.
Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.
128. Браковка канатов подъемников, находящихся в эксплуатации, должна производиться в соответствии с руководством по эксплуатации подъемника.
При отсутствии в руководстве по эксплуатации соответствующего раздела браковка канатов производится согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
129. Электрооборудование подъемников, их монтаж, токоподвод и заземление должны соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок, утвержденных Министерством энергетики и электрификации СССР в 1986 году, шестое издание, другим нормативным правовым актам.
130. Электрооборудование подъемников, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах, должно выполняться во взрыво- и пожаробезопасном исполнении, что должно быть отмечено в паспорте.
131. Для обслуживания механизмов и электрооборудования подъемников к ним должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ.
132. Подача напряжения на электрооборудование подъемника от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство с ручным приводом (рубильник, автоматический выключатель). Вводное устройство должно иметь приспособление для запирания его на замок в отключенном положении, а также указатель положения его рукоятки: «включен» - «отключен».
133. Напряжение цепи питания переносных ламп освещения, применяемых при эксплуатации подъемников, должно быть не более 42 В. Применение для понижения напряжения автотрансформаторов или потенциометров не допускается.
134. Металлоконструкции подъемника, а также металлические нетоковедущие части его электрооборудования (корпуса электродвигателей, выключателей безопасности, каркасы шкафов управления, кожухи аппаратов и так далее) должны быть занулены (заземлены) путем подключения к ним нулевого провода питающей сети в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
135. Включение в нулевой провод предохранителей, контактов и других размыкающих элементов не допускается.
136. Заземление выносного пульта управления в металлическом корпусе необходимо выполнять с помощью двух жил подходящего к нему кабеля, подсоединенных к корпусу в разных точках.
137. Электропривод подъемника должен удовлетворять следующим требованиям:
снятие действия механического тормоза должно происходить одновременно с включением электродвигателя или после его включения;
отключение электродвигателя должно сопровождаться наложением механического тормоза;
должен исключаться самозапуск электродвигателя после восстановления напряжения в питающей сети;
силовая цепь электродвигателя должна прерываться двумя независимыми электроаппаратами (выключателями).
138. Отключение электродвигателя подъемника и наложение механического тормоза должно происходить при:
тепловой перегрузке электродвигателя;
коротком замыкании в силовой цепи или цепи управления;
обрыве одной из фаз питающей сети;
срабатывании выключателей безопасности.
139. Электрические органы управления на шкафах и пультах должны быть снабжены надписями или символами их функционального назначения.
140. На внутренней стороне двери шкафа управления грузового подъемника должна быть закреплена электрическая принципиальная схема, выполненная способом, обеспечивающим ее сохранность.
141. Цепи освещения и сигнализации должны быть подключены до автоматического выключателя силовой цепи подъемника.
142. Выносной пульт управления подъемниками должен быть снабжен блокировочным устройством, исключающим включение механизмов подъемника посторонним лицом.
143. Платформа грузового подъемника должна быть ограждена со всех сторон.
Допускается платформу ограждать с трех сторон при условии наличия устройств, предотвращающих возможное смещение груза за габариты платформы. При этом ограждением с одной стороны может служить запирающее устройство.
144. Легкодоступные, находящиеся в движении части подъемника, должны быть закрыты металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку.
145. Для проверки качества изготовления подъемников, соответствия их настоящим Правилам и техническим условиям, государственным стандартам и другим нормативным документам каждый изготовленный подъемник подвергается приемо-сдаточным испытаниям по разработанной организацией-изготовителем программе. Организация должна вести учет выпускаемых подъемников.
146. Организация-изготовитель ведет учет выявляемых в процессе эксплуатации недостатков в конструкции и изготовлении подъемников и принимает меры по их устранению. В тех случаях, когда выявленные недостатки могут отразиться на безопасности пользования подъемниками, изготовитель должен уведомить организации, эксплуатирующие их, о необходимости и методах устранения таких недостатков.
147. Техническое обслуживание подъемников проводится согласно руководству по эксплуатации подъемника.
148. Сведения о проводимых ремонтах с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций подъемника с применением сварки, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования подъемника, заносятся в его паспорт.
149. Организация, производившая ремонт ответственных узлов или реконструкцию подъемника, отражает в акте характер произведенной работы и вносит в него сведения о примененном материале с указанием сертификата. Акт прилагается к паспорту подъемника, в котором организация, выполнившая ремонт (реконструкцию) подъемника, делает запись о проведенной работе. Документы, подтверждающие качество примененных материалов и сварки, хранятся у владельца подъемника.
Приложение 1 к Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации строительных подъемников
ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ
грузового подъемника
Примерная форма
Дата _____________ Смена ______________
(часы работы)
Машинист ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Результаты осмотра подъемника
Наименование механизма, узла Результат проверки Подпись машиниста Фамилия, инициалы, должность (профессия) работника, устранившего неисправность Подпись работника, устранившего неисправность
1. Механизмы и узлы опорной рамы
2. Грузовая платформа (каретка)
3. Тормоз
4. Грузовые канаты
5. Электрооборудование
6. Освещение, сигнализация
7. Прочие замечания, выявленные при работе
Смену принял _________________________________________________________________
(подпись, инициалы, фамилия машиниста)
Смену сдал ___________________________________________________________________
(подпись, инициалы, фамилия машиниста)
Результаты осмотра грузового подъемника.
Слесарь ____________________ ____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Электромонтер _____________ ____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Другие работники: _____________________________________________________________
(профессия (должность), подпись, фамилия)
Ответственное лицо за содержание подъемников в исправном состоянии ______________
(должность,
______________________________________________________________________________
инициалы, фамилия, подпись)
Приложение 2 к Межотраслевым правилам по охране труда при эксплуатации строительных подъемников
ВАХТЕННЫЙ ЖУРНАЛ
подвесной люльки
Примерная форма
Дата _____________ Смена ______________
(часы работы)
Работник, выполняющий работы из люльки* _______________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Результаты осмотра люльки
Наименование механизма, узла Результат проверки Подпись работника, выполняющего работы из люльки Фамилия, инициалы, должность (профессия) работника, устранившего неисправность Подпись работника, устранившего неисправность
1. Лебедка
2. Пульт управления
3. Ловители
4. Канаты:
4.1. грузовые
4.2. страховочные
5. Консоли
6. Контргрузы
7. Ручной привод
8. Страховочные средства
9. Прочие замечания, выявленные при работе
Смену принял _________________________________________________________________
(подпись, инициалы, фамилия работника, выполняющего работы из люльки)
Смену сдал ___________________________________________________________________
(подпись, инициалы, фамилия работника, выполняющего работы из люльки)
Результаты осмотра подъемника.
Слесарь ____________________ ____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Электромонтер _____________ ____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Другие работники: _____________________________________________________________
(профессия (должность), подпись, фамилия)
Ответственное лицо за содержание подъемников в исправном состоянии ______________
(должность,
______________________________________________________________________________
инициалы, фамилия, подпись)
______________________________
*При работе в люльке двух и более работников вахтенный журнал заполняет работник, назначенный старшим.
Если вы хотите заказать межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации строительных подъемников , вы можете
Заказать ремонт, испытание строительной фасадной люльки. Нередко строительные организации сталкиваются с ситуацией, когда технический надзор, госстройнадзор или специалист по охране труда выдает предписание, запрещающее проводить работы с фасадных ...